Описание проекта «Звенящий берег» на базе «Лагеря Добрых Дел» в Республике Крым, г. Севастополь, п. Орловка с 02 по 24 августа 2020 года (в случае продления карантинных мероприятий – с 02 по 24 июня 2021 г.) При поддержке фонда президентских грантов.

Проект «Звенящий берег»  — это увлекательное путешествие, инклюзивные «тур-классы» на берегу Черного моря и постижение радости совместного творчества в коллективном музицировании!

Организация инклюзивного культурно-образовательного  путешествия и создания творческой рекреационной зоны «Звенящий берег», где люди с ограниченными возможностями вместе со здоровыми сверстниками  смогут получать комплекс оздоровительных практик, заниматься художественным творчеством, музицировать в оркестре, ездить на экскурсии и жить более полноценной жизнью, очень актуальна и важна! Особенно в ситуации, когда человеческая жизнь, а особенно жизнь подрастающего поколения, оказывается под угрозой нападения вирусных заболеваний. И после выхода из режима самоизоляции и карантинных мер необходимо особое внимание уделить прививанию здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, повышению иммунитета и работоспособности. А особенно под удар попадают люди с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому команда Фонда «БлагоДарить» направляет усилия на комплексную реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество, проводя ее вместе со здоровыми людьми, для которых общение с такими же сверстниками с ограниченными возможностями здоровья стирает социальные барьеры, а также показывает необходимость объединения в условиях чрезвычайных обстоятельств, воспитывает уважение, понимание, добросердечность и ответственность.

Фонд по социальной поддержке «БлагоДарить» с 2018 года провел 4 смены «Лагеря Добрых Дел» по реабилитации инвалидов в п. Орловка г. Севастополя, вывозя участников, приехавших из разных городов России, из столицы в Республику Крым. В июне 2020 года планировалась 5 смена лагеря, а в августе – 6 смена, на базе которой и будет реализован проект «Звенящий берег» и проект расширит возможности «Лагеря Добрых Дел». При объективных обстоятельствах, исключающих проведение мероприятий проекта в августе 2020 года, сроки реализации проекта будут перенесены на следующий год, на июнь или июль месяцы.

В состав участников проекта планируется:

32 человека – дети, подростки и молодежь с ограниченными возможностями здоровья из разных городов России;

20 человек без – ограничений по здоровью (8 человек — дети и подростки из ДШИ «Пастораль» г. Кирова, 12 человек – молодежь из Международного центра отдыха молодежи);

10 человек – волонтеры (7 – из города Москвы и 3 —  из п. Орловка);

8 человек – лица, сопровождающие детей с тяжелыми физическими нарушениями здоровья, их законные представители;

7 человек – преподаватели из ДШИ «Пастораль» и других учреждений дополнительного образования и руководитель оркестра;

5 человек – команда проекта и врач.

В прошлые смены в число лиц с ограниченными возможностями по здоровью входили  инвалиды с ДЦП, инвалиды колясочники, получатели социальных услуг в ПНИ (психоневрологических интернатов), получатели социальных услуг в ЦСА (центр социальной адаптации), ВОИ (всероссийских обществ инвалидов), ЦПСиД (центры помощи семье и детству) и других организаций, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями по здоровью и маломобильным гражданам.

Проектом «Звенящий берег» предусматривается создание условий для комплексной реабилитации инвалидов в свободной обстановке в благоприятном климате на морском побережье.  Это позволит детям, подросткам и молодым людям с ограниченными возможностями восстанавливать физическое, психологическое здоровье, овладеть приемами изобразительного творчества, навыками музыкального музицирования, а также стереть барьеры и научиться здоровым людям общаться с данной категорией граждан в совместном быту и творчестве. Реабилитация, адаптация и интеграция в общество происходит вне социально-реабилитационного центра с помощью активной формы досуга, туризма, культурных программ лагеря, волонтерства и других форм взаимодействия участников с привлечением сторонних организаций,  учреждений и специалистов.

Уникальность данного проекта заключается в доступности реабилитационных услуг и услуг дополнительного образования в рамках выездных «тур-классов» с сочетанием других реабилитационных мер:

— безбарьерное путешествие с погружением в архитектурно-ландшафтный комплекс;

— организация жизни и быта в рекреационном пространстве на берегу моря в палаточном лагере и небольших домиках базы отдыха в п. Орловка Севастопольского района;

— занятия оздоровительной физкультурой, дыхательной гимнастикой, развивающими играми;

— занятия художественным творчеством:  лепка из глины, рисование, обучение игре на гуслях, флейтах, ударных инструментах, билах и колоколах, занятия вокалом;

— ансамблевое музицирование и игра в оркестре на песчаном берегу;

— экскурсии в музейные комплексы и прогулки. Экскурсионный туризм является признанным направлением культурной реабилитации инвалидов.

 

Группа волонтеров и организаторов проекта выезжает в п. Орловку и по договоренности и с помощью  администрации Качинского муниципального округа готовит палаточный лагерь и гостевые домики недалеко от пляжа Звездный берег у поселка. Из Москвы организовывается  автобусный тур Москва – Севастополь с участниками группы в количестве до 65 человек.

И начинается процесс культурной реабилитации — экскурсионно-туристический маршрут этого путешествия. Достижения инвалидов-путешественников оказывают позитивное влияние на других инвалидов со схожими заболеваниями. Являясь разновидностью адаптивной физической культуры и спорта, оздоровительный и спортивные виды туризма позитивно влияют на здоровье и общее психофизическое состояние человека. Также взаимодействие здоровых участников проекта и их участие в жизни инвалида влечет за собой особый уклад совместной работы.

Этот процесс продолжается на территории палаточного лагеря, ставшего рекреационным культурным (творческим) пространством. Взаимоотношение инвалидов и здоровых людей — мощнейший фактор адаптационного процесса. Когда ребята с инвалидностью участвуют в процессах работы лагеря и понимают то, что они своей помощью, дежурством по лагерю приносят такую же пользу, как и здоровые ребята, то они ощущают себя  полноценными членами общества, приносящими ему пользу, осознают свою ценность и начинают себя чувствовать самодостаточными.

Сами инвалиды-туристы оценивают данное влияние следующим образом: «То состояние общности, … которое возникло в походе между совершенно незнакомыми раньше людьми, … позволяет смотреть на мир совершенно другими глазами».

В туризме группа оказывает на индивида выраженное воздействие, предъявляя повышенные требования к уровню социализации и соблюдению групповых норм. Индивид с выраженными нарушениями, отправляющийся в дальнее путешествие первый раз в жизни, сталкивается с необходимостью преодолеть мощный барьер страха перед неизвестностью. Данный момент особенно актуален для лиц с наследственными дефектами, которые часто не знают собственных возможностей. Тот факт, что в процессе туристских мероприятий инвалиды лучше узнают свой реальный уровень жизненных возможностей, подтверждают сами люди с ограниченными жизненными возможностями (особенно инвалиды со значительным нарушением жизненно важных функций, например, слепые, инвалиды с ДЦП), принимавшие участие в активных туристских мероприятиях.

Кроме того, инвалиды видят в туризме активное средство социально-психологического воздействия:

— «…путешествие помогло участникам обрести уверенность в своих силах, заставило больше уважать самих себя, кого-то научило недостающей самостоятельности».

— «…активный отдых на природе закаляет организм, дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры».

Спортивно-оздоровительный туризм сочетает в себе следующие виды реабилитационных воздействий:

  • Оздоровление. Спортивно-оздоровительный туризм — разновидность таких видов деятельности, как физическая культура и спорт. Более того, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье лиц с ограниченными жизненными возможностями спортивно-оздоровительный туризм можно смело назвать реабилитационным видом спорта и физической культуры.
  • Социальная реабилитация, в том числе социальнокоммуникативная реабилитация. Действующие факторы: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли.
  • Социально-бытовая реабилитация. Действующие факторы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой и организация быта в условиях природы.
  • Социально-средовая реабилитация. Действующие факторы: овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания.
  • Социально-педагогическая реабилитация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками.
  • Социально-культурная реабилитация. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, творчество, песни, обучение навыкам игры на различных музыкальных инструментах педагогами по музыке, беседы и так далее. Расширение кругозора.
  • Социально-психологическая реабилитация. Действующие факторы: социальная активизация в процессе туристских мероприятий; самосознание, наблюдение за успехами других инвалидов, трансформация мировоззрения (изменение точки зрения на уровень возможностей инвалидов, снижение рентных установок, изменение точки зрения на степень ограничений, создаваемых имеющимся у инвалидов дефектом).

 

На протяжении дней пребывания в лагере, участники проекта осуществят выездные экскурсии по достопримечательностям Крыма:

— совершат Морскую прогулку в Севастополе, посетят Дельфинарий, где ощутят благотворное воздействие пет-терапии с дельфинами;

— съездят на Соленое озеро в Саках и посетят парк санатория им. Бурденко;

— совершат Экскурсия в Ханский дворец города Бахчисарай;

— съездят в  дом-интернат для престарелых и инвалидов в городе Севастополь, возложат венки павшим солдатам на Сапун — горе, посетят в Музей «35-я береговая батарея» в городе Балаклава;

— посетят «Поляну сказок» в Ялте;

— пройдутся по  Парк львов «Тайган» в городе Белогорске, на горе Гасфорта посмотрят байк-шоу.

Туризм эффективно решает проблему организации досуга инвалидов, что считается актуальной социальной проблемой, особенно в детском возрасте. Очевидно, что туризм вполне соответствует понятию «социальная работа» в части «развития личности» и «укрепления здоровья» инвалида с ограниченными жизненными возможностями. А факторы воздействия отдельных видов туризма могут быть применены для решения локальных задач. Так, микроклимат соляных пещер может быть применен для реабилитации больных бронхиальной астмой, а грязевые соленые озера  — для лечения кожных покровов, сосудов и многих других хронических заболеваний которым подвержены малоподвижные группы инвалидов.

 

Кроме этого, каждый день пребывания в живописном и благоприятном климатическом пространстве будет включать все возможные реабилитационные меры:

— подъем под звуки колоколов;

— гимнастика на берегу, проведение спортивных мероприятий и встреч с привлечением местных спортивных клубов, обществ инвалидов (ВОИ), тренеров, выдающихся спортсменов, параолимпийских чемпионов, походы в горы;

— психологические тренинги и игры, дельфинотерапия, плавание в море, посещение соленых  грязевых озер, групповая и индивидуальная работа с психологом;

«тур-классы» (своеобразные туристические классы, которые ведут на выезде преподаватели учреждений дополнительного образования) по направлениям:  изобразительное творчество (рисование, лепка из глины, декоративно-прикладное творчество); музыкальное творчество: игра на гуслях, духовых народных инструментах, ударных и шумовых инструментах (перкуссии), вокал и обучение колокольному звону на переносных звонницах!

— совместные музицирования в ансамблях и игра в оркестре под названием «ДИВО», организованном из всех участников проекта, представляющему собой инклюзивный вариант творческого коллектива;

— подготовка концертных номеров и выступления совместно с преподавателями на концерте «Звенящий берег Победы!», посвященном 75-летию Победы в Великой отечественной Войне; фестивале «Ударная волна» на пляже Звездный берег в п. Орловка, концерте  в Севастопольском доме-интернате для престарелых и инвалидов «75 Победных лет!», Гала-концерте «Морской БУМ».

 

Среди участников проекта будут и дети, обучающихся в ДШИ «Пастораль» г. Кирова, и имеющие навыки игры на музыкальных инструментах.

И наряду с распространенными оздоровительными методиками предполагается использование одного из самых воздейственных методов физиологической и психической коррекции — ЭНЕРГОЗВУКОВАЯ ТЕРАПИЯ. Вовлечение в процесс обучения художественному творчеству не только поможет раскрыть способности, окажет благотворное влияние на организм, но и доставит радость исполнения мечты. Причем воздействие музыкой будет происходить не только во время исполнения мастером музыкально-ритмических композиций, но и индивидуальное освоение музыкального инструмента, и процесс собственного творчества.

Обучение искусству у профессиональных преподавателей в природной рекреации компенсирует на определенное время невозможность или ограниченную возможность обучения в школах искусств детям и подросткам с ОВЗ. Участникам такой группы будут предложены для освоения доступные музыкальные инструменты, звукоизвлечение на которых предполагает простые приемы щипком по одной или нескольким струнам, или просто удары палочками, молоточками, при помощи троса (как на колоколах). Предлагается попробовать широкий набор народного музыкального инструментария, который легко освоить за короткое время. Задача – заинтересовать творческими занятиями всех – от мала до велика и придать большое значение творчеству в коллективе!

 

Уникальным инструментом в плане освоения и действия на физиологию человека является колокол или плоский колокол — било. Колоколотерапия является одним из сильнейших методик оздоровления человека. Его гулкое многоголосное обертоновое  звучание могут слышать слабослышащие и даже с сильными нарушениями слуха. Игра, как на колоколах, так и на билах, способствует гармонизации чувств, психологическому успокоению, слаженной работе всего организма и развитию координации. А звучание нескольких колоколов вызывает прилив сил, подъем позитивного настроения и ощущение радости. Этот прием будет использован в одновременном исполнении звонов также на двух и трех звонницах. Своеобразный колокольный батл.

Занятия колокольным музицированием способствуют релаксации, расслаблению напряженности всего организма, снижению спастичности мышц, улучшению кровообращения, нормализации психического и психоэмоционального состояния. Колоколотерапия это уникальное направление немедикаментозной терапии, который основывается на звуковом и вибрационном воздействии на организм, аналогично глубокому массажу всех внутренних органов.

Известен феномен колокола, как древнего сигнального инструмента. Звук колокола  будет использован в оповещении начала дня, времени приема пищи, начала мероприятий. Это будут ритмически разные сигналы, с которыми будут ознакомлены все участники проекта. Будет предложено поимпровизировать и самим участникам и предложить свои варианты сигналов. Также звонницы предполагается переносить на берег и ежедневно наполнять окружающее пространство колокольными вибрациями, при этом предлагая всем желающим попробовать освоить некоторые приемы звона и дать возможность позвонить.

В качестве терапевтического инструмента с целью устранения различных отклонений в состоянии здоровья используется и благозвучное металлическое било, обладающее уникальными акустическими свойствами и продолжительностью звучания.

Билотерапия — также безмедикаментозный метод коррекции отклонений в состоянии здоровья, основанный на воздействии звуков и вибраций, исходящих от бил (плоских колоколов), настроенных на биоэффективные частоты с целью устранения стрессовых состояний, облегчения состояния при заболеваниях, которые могут быть отнесены к психосоматическим и оказания многопланового позитивного воздействия на психоэмоциональную, духовную и физическую сферы человека. С помощью и во время игры на билах можно добиться:

— устранения стрессового состояния, агрессивности или нервозности;

— облегчения состояния при заболеваниях, которые могут быть отнесены к психосоматическим;

— проведения акустического массажа;

— ликвидации в мозге очагов «застойного» возбуждения;

— снятия соматического напряжения за счёт физиоакустического эффекта;

— оптимизации гидродинамических процессов в кровеносной и лимфатической системах человека;

— улучшении тканевого обмена;

— достижения обезболивающего эффекта.

Еще одним уникальным старинным русским народным инструментом, оказывающим благотворное влияние на организм человека, являются гусли.  Древние методики ладования гуслями давали физическое и психическое оздоровление всех органов восприятия. Играть на них можно как на одной струне, так и перебором на нескольких, что позволит быстро освоить не сложные приемы исполнения. Исследования показали, что после воздействия на организм человека игрой на гуслях, положенных на определённые зоны в определённом ритме улучшается качество работы сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и вегетативной систем. Происходит повышение функциональных возможностей организма и повышение иммунного статуса.

Легки в освоении и полезны легкие духовые инструменты – губные гармошки, свирели, сопели, калюки, флейты-вистл, свистки. Занятия на духовых инструментах способствуют укреплению и оздоровлению дыхания. При игре развивается легочная ткань, улучшается газообмен. Поэтому занятия на духовых инструментах полезны при астме, хроническом бронхите, аллергии. Также, отмечено, что игра на духовых инструментах избавляет от бессонницы, лечит нервные расстройства.

Ритмо-координационные навыки разрабатываются на ударных инструментах, в том числе на колоколах. Для этого в проекте предполагается наличие большого разнообразия перкуссии (шумовых инструментов), простых ударных инструментов и переносных звонниц из колоколов и звонницы из бил, а также индивидуальных небольших колокольчиков.

Заниматься на всех этих инструментах можно как группами в ансамбле, так и индивидуально, проводя отдельно занятия по группам по игре на гуслях, на колоколах, билах, на духовых, ударных и шумовых инструментах. У ребят будут выделяться предпочтения к какому-либо инструменту. Тогда возможны и индивидуальные занятия. А через несколько дней занятий вся группа объединяется в один большой оркестр, где ведущие партии играют преподаватели, а ребята исполняют ритмические линии или несложные партии. И зазвенит весь берег!

Музыкальный материал для работы с детьми с нарушением в развитии будет отличаться простотой и выразительностью, доступностью восприятия и исполнения, небольшим объёмом, частым повторением заданий.

Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни.

 

Профессиональные преподаватели на занятиях, называемых «тур-классами», в процессе подачи материала будут:

—       внедрять в традиционный урок методы, приемы и формы работы, оказывающие коррекционное воздействие на подростков с ограниченными возможностями здоровья (увеличение доли пения, вокально-логопедических и дыхательных упражнений, регуляция эмоционального состояния, развитие моторных систем организма, формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения);

—        основывать процесс обучения на индивидуализации и дифференцированном обучении в группе;

—        давать простые и небольшие по объёму задания с частыми повторами;

—        подбирать несложные, но интересные музыкальные сочинения с ярко выраженным музыкальным характером;

—        создавать на занятии ситуацию увлечённости и успеха.

—       использовать метод импровизации в ансамбле вместе с преподавателем на одном звуке, на нескольких, а также ритмические импровизации.

Главным в методике обучения будет метод подражания и вариации.

Итогом и смысловым акцентом всех музыкальных занятий будет создание инклюзивного оркестра, в котором наряду со здоровыми исполнителями, учащимися из детской школы искусств и преподавателей, вести свои партии будут все остальные участники проекта по мере сил и возможностей. Программа оркестра будет подобрана руководителем исходя из возможностей собранной группы из простых и доступных произведений мировой классики и народных мелодий. Будет выучено несколько произведений к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне и исполнено на открытых мероприятиях проекта.

 

Применение на занятиях методик активной арт-терапии как формы психологической помощи   способствуют развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций. Главная цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего внутреннего «Я». Формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями. Занятия по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов. Особое место тут занимают и ежедневные занятия вокалом, способствующие познанию своей природы и возможностей.

На «тур-классах» по изобразительному творчеству будут использованы методы:  изотерапии — рисование красками или пластилином на бумаге, рисование ладошками;

цветотерапии — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;

песочной терапии — составление картины счастливого собственного мира из песка.

глинотерапии – лепка из глины как управление собой, пластикой движений.

Эти методы арт-терапии помогают ликвидировать такие состояния как:

стресс депрессию и подавленное состояние, эмоциональную нестабильность и импульсивность, страхи и фобии, заниженную самооценку и негативное отношение к себе, состояние повышенной тревожности, раздражительность и конфликтность, замкнутость и состояние психического напряжения, психологическая травма, нарушение коммуникативных качеств, кризисы определенного возраста, задержки в психическом или речевом развитии.

 

В процессе занятий преподаватель устанавливает доверительные отношения, проводит психодиагностику и помогает участникам проекта дать выход негативным эмоциям без ущерба своей личности и окружению, помогает проявить творческие способности и способствует повышению личностной  самооценки, а также, что очень важно – становится партнером в ансамблевой игре.

Многие занятия проходят в сопровождении психолога, по необходимости, врача. Иногда в сочетании нескольких направлений, по группам 13-15 человек, а также, по необходимости, индивидуально. Проходят они либо на природе, либо в помещениях в больших палатках в непринужденной обстановке. Параллельно у групп могут идти разные виды занятий, чередующиеся с отдыхом и тренингами-играми. На каждый день составляется программа мероприятий и дается название, раскрывающее основную тему дня.

 

В результате проведенных творческих дней в культурно-оздоровительном пространстве участники проекта «Звенящий берег» в совместном длительном путешествии, проживании в едином рекреационном пространстве и экскурсиях приобретут навыки общения, взаимопомощи, взаимовыручки, понимания. Пройдут курс физической психологической,  творческой реабилитации, а также испытают благоприятное воздействие метода колоколотерапии и билотерапии. Ознакомятся со способами музицирования на музыкальных инструментах и познают радость творческого самовыражения, став участниками большого творческого коллектива- оркестра «ДИВО».

Лица, сопровождающие молодых людей с выраженными нарушениями развития получат возможность отдыха и восстановления сил, общения, не хватающего им, получат также возможность участия в едином творческом процессе. Это будет хорошей поддержкой для семей с детьми.

А множество жителей и отдыхающих п. Орловка и г. Севастополя будут иметь возможность помузицировать на колоколах и билах, будут слышать удивительные колокольные перезвоны на берегу, а на открытых мероприятиях — уникальные композиции, исполненные инклюзивным составом оркестра «ДИВО»!